«Яндекс» разводится со Сбербанком

06.06.2020

«Яндекс» и Сбербанк уже в июне могут объявить о разводе в совместных проектах, узнал The Bell. Для их самостоятельного развития «Яндекс» может разместить до 5% своих акций. Принять участие в размещении могут ВТБ и Millhouse Романа Абрамовича.

Развод

О том, что в ближайшие недели «Яндекс» и Сбербанк готовятся объявить о разводе, The Bell рассказали четыре источника, знакомых с переговорами. Компании прекратят партнерство по двум своим совместным предприятиям: «Яндекс» выкупит у Сбера долю банка в «Яндекс.Маркете», а Сбербанк — получит акции IT-компании в «Яндекс.Деньгах».

  • По условиям сделки «Яндекс» выкупит у Сбербанка его долю в совместной компании «Яндекс.Маркет», куда входит одноименная e-commerce-площадка и маркетплейс «Беру». Сейчас банку и IT-компании принадлежит по 45% акций компании, еще 10% — ее менеджменту. После реорганизации «Яндекс» останется единственным акционером «Яндекс.Маркета», не считая долей, принадлежащих менеджменту компании, — и будет развивать этот бизнес самостоятельно, говорят трое собеседников The Bell.
  • Другая совместная компания — «Яндекс.Деньги» — отойдет Сбербанку, утверждают двое источников The Bell. Сейчас IT-компании принадлежит 25% акций компании, остальные 75% — у Сбербанка. По условиям соглашения со Сбербанком «Яндекс» с момента продажи банку 75% «Яндекс.Денег» не мог самостоятельно развивать другие проекты в финтехе. После развода это ограничение будет снято.

Продажа акций

Параллельно «Яндекс» готовит размещение до 5% своих акций класса А (на одну акцию приходится один голос), рассказали двое собеседников The Bell.

За долю Сбербанка, инвестировавшего в «Яндекс.Маркет» 30 млрд рублей, «Яндексу» придется заплатить по рыночной цене, уточнил один из них. Точная сумма сделки — неизвестна, но в апреле этого года аналитики оценивали «Яндекс.Маркет» в 90–96 млрд рублей (UBS — в 95,7 млрд рублей, Sberbank CIB — в 90,6 млрд рублей).

На сам выкуп «Яндекс» может направить деньги, которые привлек в начале года, разместив облигации на $1,25 млрд, уточнил источник, знакомый с планами компании. Целей размещения «Яндекс» тогда не раскрывал. Но аналитики, опрошенные «Ведомостями», предполагали, что деньги могут пойти на «оптимизацию партнерских проектов» — например, выкуп доли Uber перед готовящимся IPO «Яндекс.Такси» или развод со Сбербанком.

На конец прошлого года на счетах «Яндекса» было около $1,43 млрд. Продажа 5% акций, исходя из текущей капитализации компании ($13,4 млрд), — это еще около $670 млн.

Деньги понадобятся не только на выкуп, но и на дальнейшее развитие экосистемы, объясняет источник, знакомый с планами компании. Одним из вариантов привлечения финансирования может быть открытое рыночное размещение менее 5% обыкновенных акций класса А, подтверждает он. Принять участие в нем могут Millhouse и ВТБ, утверждают двое собеседников The Bell.

«Интерес к инвестированию могут проявлять разные международные и российские инвесторы, среди которых могут быть Millhouse, ВТБ и ряд других фондов», — подтверждает источник, знакомый с планами компании. Но ни один из новых акционеров не консолидирует значительно больше 1% и не будет претендовать на включение своих представителей в совет директоров, утверждает он.

Интерес ВТБ к сделке может быть связан с желанием банка в дальнейшем развивать совместные проекты с «Яндексом», говорит один из собеседников The Bell. У компаний уже есть общий сервис: «Яндекс» и ВТБ готовят к запуску проект «Яндекс.Инвестиции», писал The Bell. Это сервис для непрофессиональных инвесторов для торговли ценными бумагами.

Что важно знать

О создании «русского Amazon» на базе «Яндекс.Маркета» «Яндекс» и Сбербанк договорились в августе 2017 года. Сбербанк обязался вложить в СП 30 млрд рублей, партнеры оценили общий бизнес в 60 млрд рублей. Сделка была закрыта в апреле 2018 года, а в мае под брендом «Беру» компании запустили новый маркетплейс в тестовом режиме.

О том, что отношения Сбербанка с «Яндексом» разладились, The Bell первым рассказал еще в июле 2019 года. Договорившись о партнерстве сразу в двух ключевых секторах — онлайн-коммерции и финтехе — довольно скоро стороны поняли, что их совместные проекты пересекаются или конкурируют с самостоятельными. Сбербанк выступал за то, чтобы добиться большей интеграции с «Яндексом» (вплоть до вхождения в капитал компании с крупным пакетом), но «Яндексу» эта идея не понравилась, рассказывали источники The Bell.

«Уже давно стало понятно, что экосистемы “Яндекса” и Сбербанка движутся в разных направлениях», — объясняет причины развода один из собеседников, посвященный в детали сотрудничества двух компаний. Развивать цифровые сервисы, не пересекаясь друг с другом, практически невозможно: и e-commerce, и еда, и логистика — тесно взаимосвязаны.

У «Яндекса» и Сбербанка есть как совместные, так и напрямую конкурирующие друг с другом проекты. Например, совместно с Mail.Ru Group Сбербанк развивает проекты онлайн-такси и в доставке еды.

Развод с «Яндексом» не означает, что Сбербанк отказался от амбиции построить «русский Amazon». Еще год назад источники The Bell рассказывали, что банк интересуется покупкой крупного онлайн-ритейлера — например, Ozon. Банк сохраняет этот интерес и не отменяет планов построить крупный бизнес в интернет-торговле, утверждает теперь один из собеседников. 

Об этом говорят

  • Пресс-служба «Яндекса» в ответ на запрос The Bell сообщила, что «Яндекс» рассматривает «возможную реструктуризацию своего владения в совместных предприятиях».
  • Пресс-служба ВТБ отказалась от комментариев.
  • Пресс-служба Сбербанка и представитель Millhouse сообщили, что не комментируют рыночные слухи.
  • Пресс-служба Ozon сообщила, что в апреле Сбербанк предоставил онлайн-ритейлеру Ozon заем объемом 6 млрд рублей. В сделке с Ozon участвовала коммерческая структура Sberbank Invesments Ltd, подконтрольная компании «Сбербанк Инвестиции». Компания направила эти средства на развитие логистики и финансирование операционной деятельности. 
#Yandex

Источник: thebell.io